Справка, составленная по данным информационных отчетов уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви за второй квартал 1946 г.

Реквизиты
Направление: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1947
Период: 
1946.04-1946.06
Источник: 
Советская жизнь 1945-1953. Москва, РОССПЭН, 2003 Стр. 644-662
Архив: 
ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 63. Л. 3-14. Подлинник. Машинопись.

 

1947 г.

О ХОДАТАЙСТВАХ ОБ ОТКРЫТИИ ЦЕРКВЕЙ

Грозненская область

Во втором квартале 1946 г. поступило 3 ходатайства об открытии молитвенных домов. В ст[аницах] Троицкой, Нестеровской Сунженского р-на, селе Крайновке Крайновского р-на.

Верующие ст. Нестеровской и Троицкой удовлетворены путем приписки их к Покровскому молитвенному дому.

Что касается открытия молитвенного дома в селе Крайновке, уполномоченный предлагает дать заключение об открытии.

Других ходатайств не было.

Ульяновская область

За II кв. 1946 г. ходатайств об открытии церквей поступило 22, из которых 6 первичных и 16 повторных, в т.ч. 5, адресованных в Совет по делам Русской православной церкви.

Грузинская ССР

Как сообщает уполномоченный Совета т. Кадагишвили, поступило во 2-м квартале 1946 г. 72 заявления, из них рассмотрено 18, из которых удовлетворено 17. Все неудовлетворенные заявления изучаются, и результаты рассмотрения будут сообщены дополнительно.

Кабардинская АССР

За отчетный 11-й квартал 1946 г. ходатайств об открытии церквей не поступало, за исключением имеющегося на рассмотрении ходатайства группы верующих, проживающих на территории станицы Приближной, которое удовлетворено.

Курская область

От I квартала осталось нерассмотренных заявлений - 5. За II кв. 1946 г. поступило заявлений верующих об открытии церквей - 13 и молитвенных домов - 4. Всего, таким образом, было в производстве 22 заявления. Всего из этого количества за II кв. было:

1.

Снято уполномоченным с рассмотрения из-за отсутствия помещения

2

2.

как неправильно оформленных

4

3.

из-за отсутствия оснований к пересмотру

1

4.

Отклонено Облисполкомом

2

5.

Удовлетворено

3

6.

Осталось на рассмотрении

10

Анализ поступивших заявлений в отчете приведен подробно.

Московская область

Тов. Трушин сообщает, что основной поток заявлений - жалобы на решения Мособлисполкома и Мосгорисполкома об отклонении ходатайств в 1944-1945 гг.

По отказанным ходатайствам поступило 84 заявления, в которых верующие требуют открыть 64 церкви.

Всего за квартал по вопросам открытия церквей принято 517 человек. Большинство посещающих ходатайствует об открытии церквей, по которым жалобы пересмотрены и оставлены без удовлетворения.

Уполномоченные групп верующих на приеме проявляют недовольство и открыто высказывают отрицательные настроения. Так, например:

«Представители группы верующих церкви села Рязанцы Щелковского р-на - Царева Екатерина Александровна, колхозница, 62 лет, и Григорьев Михаил Павлович, инвалид, 45 лет, на приеме заявили: «У нас в стране только пишут и говорят о свободной религии, а на самом деле ее нет. Если нам не отстоите церковь, то мы бросим работать в колхозе. Колхозники помогают правительству, работают в колхозе, подписываются на заем, а им даже не разрешают открыть свободную, ничем не занятую церковь. Нам теперь остается одно - бросить работать, тогда, может быть, скорее откроют».

Уполномоченный от группы верующих церкви села Амельфино Волоколамского р-на Роянцев М.И., колхозник, 50 лет, прожив в дер. Шишкино того же р-на, заявил: «Остается только теперь написать в иностранное посольство и раскрыть перед ними нашу свободу отправления религии. Выходит дело, что свободная религия у нас остается только на словах, а на деле ее нет. Будем писать куда надо, а своего добьемся».

Ленинградская область

Во втором квартале поступило 20 заявлений верующих об открытии церквей, из них 4 заявления по г. Ленинграду и 16 заявлений по области. Из 20 ходатайств 10 являются первичными.

Уполномоченный Совета т. Кушнарев сообщает:

«Увеличение поступивших заявлений во II квартале по сравнению с I кварталом 1946 года, мне кажется, можно объяснить тем обстоятельством, что за последнее время в районы Ленинградской области в порядке реэвакуации вернулось ранее проживавшее здесь население и в связи с общим увеличением жителей увеличилось и количество верующих.

Кроме того, верующие этих районов стали активизировать свою деятельность в подаче заявлений об открытии церквей по-видимому еще и потому, что в некоторых районах Ленинградской области стали функционировать церкви, открытые решением Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР».

Кировская область

Уполномоченный Совета тов. Новиков в отчете сообщает:

«В течение второго квартала 1946 года поступило 44 заявления об открытии церквей, в том числе повторных 35 заявлений и вновь - 9.

...Большинство из 35 поданных повторных заявлений является по существу не повторными, а систематически ежеквартально возобновляемыми ходатайствами по тем церквам, по которым уже были вынесены решения об отказе.

...Есть определенное стремление открыть свою приходскую церковь, несмотря на то, что в 5-6 километрах есть действующая церковь.

Примерно 60-70% подписавших заявления об открытии церквей, по преимуществу женщин, имеют возраст 50 и больше лет, но есть и молодежь в возрасте 20-25 лет, последние, по преимуществу дети религиозных родителей, подписывают заявления вместе с родителями - всей семьей.

Из разговоров с приходящими ходатаями нетрудно убедиться, что они и пославшие их, возбуждая ходатайство, руководятся действительно настоящим религиозным чувством. Нередко можно видеть 60-летнего колхозника, истинного землероба-трудящегося, в полном смысле этого слова со слезами на глазах излагающего свою просьбу. Желание открыть церковь у них большое, и они готовы для этого пойти на какие угодно жертвы и труд. Так, например, в с. Никулята Салобелякского р-на, когда председатель исполкома райсовета предложил верующим помочь переместить зерно из церкви в склад, они в два дня вынесли на себе на солидное расстояние около 200 тонн зерна, добровольно собравшись для этого из разных деревень. Ходатайствующий об открытии церкви в селе Первомайском на мой вопрос, где возьмете средства на ремонт здания, заявил, что он, не задумываясь, сведет со своего двора корову и даст деньги на это дело.

Верующие г. Кирова, преимущественно женщины, получив разрешение на открытие Федоровской церкви, дни и ночи работали по очистке здания церкви от мусора и грязи, из своих квартир приносили стекло для остекления окон, а также краску, железо и проч.

В качестве ходатаев иногда выступают сравнительно молодые, из числа демобилизованных (с. Анкушино Медянского р-на) и инвалиды. Эта категория ходатайствующих отличается чрезмерной требовательностью, нередко ссылаясь на то, что, будучи на фронте в Западных областях Союза, они всюду видели открытые действующие церкви, а здесь, говорят, "Вы тормозите".

В числе инициаторов иногда выступают бывшие церковники (старосты, певчие) и бывшие деревенские заправилы в том случае, если они не подвергались раскулачиванию (раскулаченные не выступают).

И тогда, когда ходатайство об открытии церкви удовлетворено, обычно их выбирают в церковный совет как ходатайствовавших. Такая категория людей, когда оказывается избранной, старается создать из этого личные материальные выгоды, организуют в общине своих сторонников, не признают настоятеля церкви председателем церковного совета, стараются превратить церковь в доходное для себя предприятие.

Примеры: г. Советск, староста Дмитриев, г. Слободской, с. Костино Кировского р-на.

Во всех этих случаях дело кончалось тем, что члены общины вытряхивают их из состава церковного совета.

...Можно утверждать, что там, где желание верующих об открытии церквей удовлетворено, они искренне одобряют действие власти в этом направлении и благодарны ей. И наоборот, отказ в разрешении естественно создает неудовлетворительное состояние, а, следовательно, и почву к недовольству».

Рязанская область

Уполномоченный Совета тов. Денисов сообщает:

«Всего посещений в отчетном квартале было 790, из которых 590 посещений падает на представителей исполорганов действующих церквей и уполномоченных религиозных общин, ходатайства которых отклонены облисполкомом, причем около 40 религ. общин, ходатайство которых облисполком дважды и даже трижды оставил без удовлетворения, упорно продолжают ходатайствовать об открытии церквей. Такие ходатайства по большей мере исходят от тех верующих, в селах которых проживают священники».

Воронежская область

Уполномоченный Совета т. Гостев сообщает:

«В отчетном квартале в производстве находился материал об открытии 66 церквей, из которых по 22 церквам ходатайство отклонено, но 6 удовлетворено, а по 38 церквам материал находится в стадии рассмотрения...

Поданные заявления и жалобы по своему содержанию все патриотические, причем абсолютное большинство их поступило в июне месяце...

Заявители, как правило, люди престарелого возраста, но занимающиеся трудовой деятельностью в колхозах, а заявители, проживающие в городах, в большинстве своем инвалиды труда. Действуют те и другие в подавляющем своем большинстве по инициативе бывших церковников, кулаков, торговцев, монашек, монахов и служителей культа».

Калининская область

Уполномоченный Совета т. Хевронов сообщает:

«В истекшем квартале отмечена наибольшая активность в ходатайствах об открытии церквей по сравнению с прошлым. Ко многим заявлениям приложены списки с сотнями подписей. В период апрель - июнь принято верующих 195 чел., некоторые из них приходили пешком за десятки километров и в резких формах настаивали удовлетворить их ходатайства. Многие ссылались на то, что они были по этому вопросу в районных организациях и в различных организациях г. Москвы у епископа и в патриархии и везде получали объяснение, что вопрос об открытии церкви зависит от уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при облисполкоме. В беседе многие приводили текст из Конституции о свободе вероисповедания и высказывали удивление, что их просьбы не удовлетворяются. Некоторые обвиняли уполномоченного в бюрократизме, в нечуткости, в нежелании пойти навстречу населению, а часть становилась на путь попыток подкупа.

Особенно резко высказываются недовольства по отказам в открытии таких церквей, которые не закрывались решениями органов Советской власти, а прекратили свою деятельность механически, сохранили облик церквей, а также культовое имущество и оборудование. Таких церквей в Калининской области 97.

...Как и прежде, ходатайства об открытии церквей в заявлениях и устно мотивируются желанием удовлетворять свои религиозные потребности и особенно в отпевании покойников, крестинах детей, поминании и редко в венчании. Женщины свою потребность в церкви, в большинстве своем, объясняют еще и тем, что потеряли на фронте своих детей, не знают, где и как они похоронены, и что в связи с этим им негде, кроме как в церкви, облегчить свое горе.

Наиболее настоятельные просьбы об открытии церквей поступают от верующих гор. Осташково, В.-Волочка, Кимр, районов - Бежецкого, Овинищен-ского, Кировского, Калязинского, Новокарельского, Ромашковского, Ново-торжского, Каменского и др., несмотря на то, что в некоторых из них имеется по несколько действующих церквей».

(А какое мнение облисполкома? - Карпов.)

В этом же отчете т. Хевронов дает сведения по возрасту и полу в прошении посетивших его 195 человек.

Он также сообщает:

«Отмечая недовольство верующих на то, что используемые под хозяйственные цели здания бывших церквей не ремонтируются, отчего часть их разрушается, а также и на то, что в зданиях бывших церквей села Рождествено Оршинского р-на, с. Тысяцкое Каменского р-на, Маковищи Брусовского р-на и др. хозяйственные организации, используя эти здания, проводят различные переустройства. Руководители районных организаций знают это, однако мер не принимают, хотя и имеют необходимые указания исполкома облсовета».

Казахская ССР

Уполномоченный Совета т. Вохменин в своем отчете сообщает.

«Кроме того, 17 заявлений с ходатайствами об открытии церквей осталось от 1945 года и по разным причинам облисполкомами не рассмотрены до настоящего времени. Основными причинами длительного рассмотрения заявлений я считаю следующее:

Во-первых, исполнение обязанностей уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при облисполкомах республики возложено на первых заместителей председателей облисполкома, которые этим делом занимаются от случая к случаю, и большинство из них вообще не изучают религиозное движение в области и не придают ему серьезного значения.

Для примера можно привести следующие факты:

В ряде населенных пунктов Восточно-Казахстанской, Кокчетавской, Талды-Курганской и Южно-Казахстанской областей в период 1945 г. возникли церковные группы, от которых поступили заявления с ходатайством об открытии молитвенных домов, эти заявления мною направлены в облисполкомы для соответствующего оформления и, несмотря на мои неоднократные запросы об ускорении рассмотрения заявления, исполняющие обязанности уполномоченных Совета по этим областям даже не считают себя обязанными отвечать на мои запросы и не знают, где и в каких населенных пунктах области совершаются нелегальные службы, и в тех случаях, когда указываю, что в таком-то населенном пункте проводятся нелегальные богослужения и предлагаю через райсовет проверить деятельность и причины, порождающие нелегальные службы, также никакого ответа на них не получаю.

Заместители председателей облисполкомов считают, что они должны осуществлять общее руководство по вопросам русской православной церкви и по делам религиозных культов, а непосредственное выполнение работы, относящейся к русской православной церкви, они перепоручают уполномоченным Совета по делам религиозных культов, которые занимаются этими вопросами так, как им заблагорассудится.

Таким образом, выходит, что в области нет ответственного лица, который бы непосредственно занимался и конкретно отвечал за этот участок работы.

В связи с этим я считаю: обязанности уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при облисполкомах необходимо возложить на секретарей облисполкомов, которые в ряде областей выполняют эту работу по личным поручениям тех же заместителей председателей облисполкомов.

(В Казахстане такая система в областях очень несовершенна - Белышев.)

И вторая причина длительного рассмотрения заявлений верующих - это отсутствие соответствующих помещений для молитвенных целей: как в городской, так и в сельской местности быв. церковные здания в большинстве случаев используются для культурно-хозяйственных целей, и местные советские органы не имеют возможности предоставить... другие помещения, поэтому многим церковным общинам, как, например: Толгарской, Тургеньской, Иссыкской (Алма-Атинская обл.) предложено подыскать на условиях аренды частные дома, но в течение длительного времени соответствующих помещений они также найти не могут. В то же время отклонять ходатайства этих общин нецелесообразно, так как в своем составе эти церковные группы насчитывают до 1000 и более человек верующих, и в этих районах нет ни одной функционирующей церкви.

Такие факты имеются и в других районах республики».

Киргизская ССР

Уполномоченный Совета т. Соловьев сообщает:

«Количество ходатайств об открытии церквей постепенно сокращается и, например, на сегодняшний день в производстве имеется пять заявлений, оформление коих задерживается ввиду непредставления некоторых сведений».

Полоцкая область БССР

Уполномоченный Совета т. Марковский сообщает:

«За отчетный квартал ходатайств от верующих об открытии церквей поступило 2 - одно Брасловского р-на Замостского прихода, в котором верующие просят об отпуске государственных средств на постройку церкви и рабочих для строительства. Мною дано полное разъяснение и отказано в ходатайстве».

(Строить разрешить, но не за счет государства - Карпов.)

Чувашская АССР

«Уполномоченными от группы верующих по вопросу открытия церкви являются люди пожилого возраста. Есть среди них единоличники, колхозники, иногда бывают бригадиры колхозов, бывшие председатели с/советов, не приходилось встречать по вопросу открытия церквей рабочих с промышленных предприятий... Подача заявлений об открытии церкви может быть вызвана тем, что местные органы власти выносят решения передать пустующие здания церкви какому-либо учреждению или организации для хозяйственных целей».

Башкирская АССР

«По сравнению с I кв. с.г. поступление заявлений за II кв. увеличилось. Это увеличение объясняется влиянием, связанным с открытием церквей в др. районах, наступлением весеннего и летнего периодов, облегчавших уполномоченным лицам от верующих проезд в Уфу для передачи заявлений уполномоченному Совета».

Татарская АССР

«В отчетном квартале поступление ходатайств об открытии церквей усилилось против I кв. с.г. Во II квартале вновь поступило 24 заявления против 5 в I кв. с.г., в делопроизводстве вместе с переходящими от I кв. находилось 42 заявления. Рассмотрено 26, отказано 20. Задержка рассмотрения происходит из-за неаккуратности в предоставлении райисполкомам требуемых справок. Имели место и такие ненормальности, как запугивание верующих, угроза репрессиями за подачу заявления - в с. Ключица. Председатель Верхне-Услонского райсовета запугивал верующих, настаивал на снятии своих подписей в заявлении».

Чкаловская область

«По ходатайству об открытии церквей инициаторами в большинстве являются быв. церковные служители: церковные старосты, священники, псаломщики... Отмечен факт, когда псаломщик по фамилии Батрак в селе Павловка этого района проводил агитацию в возбуждении ходатайства об открытии церкви. В беседе с ним выяснилось, что он когда-то проживал в с. Павловка, для обеспечения своей старости желал, чтобы в указанном селе была открыта церковь, где бы он мог хорошо жить».

Новосибирская область

«За время с октября 1943 г. по 1 /VII-46 г. ходатайства об открытии церквей и м[олитвенных] д[омов] поступали из 44 населен, пунктов, расположенных в 25 районах области, из 11 районов ходатайства верующих не поступали. Во 2-м кв. 46 г. поступило 17 заявлений об открытии церквей из 13 населенных пунктов, из них 12 повторных».

Алтайский край

«Из поселка Р.Кормиха Егорьевского района поступило заявление за подписью 13 человек, в котором заявители жалуются, что верующие собрались в один частный дом для молитвенных целей, но прибывший в это время в поселок председатель райисполкома тов. Голомедов предложил собравшимся разойтись, а руководителя богослужения продержал всего ночь в с/совете. Авторы просят не чинить им препятствия и дать возможность свободно производить молитвенные собрания. Вопрос... об открытии м[олитвенного] д[ома] выясняет на месте.

...Верующие ст. Барла Бурлинского района в ходатайстве пишут:

«Мы желаем молиться господу Богу и славить наше отечество и великого народного освободителя отца Сталина... Дать нам право организованно молиться, и ... чтобы мы могли иметь полное право избрать и доверить службу одному из наших верующих».

Молотовская область

«По поступившим заявлениям об открытии церквей видно, что активность верующих не уменьшилась, а увеличилась по сравнению с 1945 годом.

Увеличение верующих в основном идет за счет престарелых, ... и особенно сельского населения всех возрастов. ... Поступило ходатайств об открытии церкви 54:

первичных

19

повторных

35

рассмотрено

43

отклонено

43

Рост численности верующих объясняется недостаточно четко поставленной работой среди населения..., и особенно среди сельского населения».

Архангельская область

«Инициаторы по открытию церквей Петра и Павла ... написали заявление, а затем хотели послать в адрес уполномоченного Совета. Об этом узнал председатель с/совета Кривоногое, вызвал к себе гр-ку Петровскую, отобрал у нее заявление и начал угрожать, что если они еще будут возбуждать ходатайство об открытии церкви, то будут посажены в тюрьму...

... Поступило за отчетный квартал 3 ходатайства, рассмотрено 5, удовлетворено 4».

Омская область

«Из 37 районов сельской местности с 1943 г. поданы ходатайства из 15 районов, из 22 районов ходатайств не поступало. В отчетном квартале поступило одно повторное заявление».

Красноярский край

«Поступило ходатайств об открытии церквей 10, из них 2 повторные... Состав верующих, подавших заявления, следующий: мужчин - 31%, женщин - 69%; колхозников - 54%, рабочих и служащих - 9%, дом. хозяек - 27 %. По возрасту: до 30 лет - 12%, от 30 до 50 лет - 27%, старше 50 лет - 61%».

Курганская область

«Всего возбуждено ходатайств об открытии 15 церквей и 1 м[олитвенного] д[ома]. В некоторых районных организациях, имея ходатайства значительных групп верующих (Мишкино, Костылево и др.), стараются задержать открытие церквей под тем или иным предлогом.

...В Мишкинском райисполкоме стремились к тому, чтобы церковь, которую просят верующие, передать какой-нибудь организации (под маслозавод, под гараж).

...Все сводится к тому, что нежелательно иметь действующую церковь в районном центре».

«В селе Чимеево Чашинского района есть значительная группа верующих, церковь не закрывалась и готова к отправлению обрядов. Заявление же об открытии церкви в составе двадцатки подписала одна комсомолка, быв. инструктор PK ВЛКСМ, и два старообрядца. Райисполком задерживает проверку, на мой вопрос, почему так получается, отвечал: "Нам хватит и одной церкви на район (в районе функционирует Иткульская церковь)".

...За отчетный период не было направлено в Совет ни одного заключения облисполкома, хотя по ряду церквей ... и есть законные основания для открытия церквей».

Иркутская область

«Из распределения ходатайств по районам мы видим, что из 43 районов ходатайства поступили только из 17, из них 4 из районов г. Иркутска и 13 из районов сельской местности.

Из остальных: одного (Кировского) района г. Иркутска и 25 районов сельской местности ходатайств не поступало, в том числе из Жигаловского (было 12 церквей) и Киренского района (было 16 церквей), религиозное движение еще не охватило всю область, остается 26 районов сельской местности, откуда не было ходатайств... Таким образом, окончание войны не отразилось на религиозном движении, все зависит от наличия в пункте нахождения церковного здания быв. служителей культа. Все поступившие ходатайства возникли по инициативе указанных лиц».

О СОВЕРШЕНИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБРЯДОВ НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМИ СЛУЖИТЕЛЯМИ КУЛЬТА И ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЛИГИОЗНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Краснодарский край

«В городе Майкопе проживает заштатный протоиерей Иван Авдеев, который праздники Пасхи служил в с. Вечном Белореченского района по приглашению верующих».

«Священник Иван Янкин на Пасху служил в ст. Самурской, где нет зарегистрированной общины».

Грозненская область

«В области, как в городах, так и в селах замечается большая посещаемость церквей верующими в большие религиозные праздники. Это подтверждает следующая таблица посещений:

Название церкви

Рождество

Крещение

Пасха

Троица

1. М.Архангельская г. Грозный

6/3000

6/8000

6/10000

5000

2. Николаевская г. Кизляр

6/800

6/2500

3000

1500

3. Покровский м/дом ст. Орджоникидзе

800

1500

3500

1000

4. Николаевский м/ дом ст. Ассинская

400

800

1000

600

Подавляющее большинство верующих, посетивших церкви, - женщины - до 90 %. Возрастной состав посетивших церкви таков: до 20 лет - 15%, от 20-30 лет около 30%

Число церковных браков за 1 полугодие 1946 г. по этим церквам составило 189, в частности в г. Грозном, если в течение 1945 г. было совершено 19 церковных браков, то в течение 1-го полугодия 1946 г. - 105.

Церковные браки имеются и среди комсомольцев, например, комсомолка Пригореднева Ольга, кассир OK ВЛКСМ венчалась с бригадиром комсомольско-молодежной бригады завода "Красный Труд".

«За первое полугодие среди крестившихся имели место не только новорожденные, но и дети старших возрастов 8-10 лет. В этом году в М.Архангельской церкви г. Грозного была крещена Татьяна в возрасте 21 года, Борис - 20 лет, Лариса в возрасте 18 лет, Мария и Ольга - 17 лет, Галя - 16 лет».

Ульяновская область

«В селе Сурском Сурского района 21-22 мая, в день религиозного праздника Николы (перенесение мощей Николая Чудотворца), стекалось богомольцев до 10 000 чел., большинство по национальности мордва, чуваши - преимущественно женщины. Приходили они группами 50-100 чел. из населенных пунктов Ульяновской, Пензенской, Тамбовской и Куйбышевской областей, Чувашской, Мордовской и Татарской АССР. Пять групп богомольцев, возглавляемые монашками и старыми девами, приносили иконы, преследуя цель извлечения средств в личное пользование. Моление совершалось на местах, связанных с мистическим явлением так называемой "Чудотворной иконы Николая Чудотворца", расположенным около села Сурского (до 1931 года называлось с. Промзино)».

«В Жадовском районе к колодцу быв. Жадовского монастыря (мужской), на месте которого находится совхоз, в мае и июне месяцах каждое воскресенье стекаются богомольцы из окрестных сел до 100 человек, где совершают моление. Создали миф, что находящаяся около водоисточника каменная плита имеет целебное свойство, поэтому от этой плиты богомольцы откалывают частицы и уносят с собой».

Сталинградская область

В текущем году религиозный праздник Пасхи прошел исключительно с большим подъемом, что не отмечалось в прошлых годах.

Так например:

«В городе Сталинграде в действующей Казанской церкви в ночь под Пасху на богослужении было народа более 8 тыс. чел., в Никитинской церкви - до 6 тыс. чел, в рабочем поселке "Красная Слобода" - до 6 тыс. чел».

«В селе Быково Быковского района под Пасху умерла одна женщина, во дворе которой собралось более 500 чел. для совершения отпевания под руководством монашек. После 12 ч. ночи эти верующие группами разошлись по улицам села прославлять Христа с пением "Христос воскресе"».

«Из Ново-Николаевского района Сталинградской области верующие в кол. более 300 чел. ходили на пасхальное богослужение в церковь Ново-Холерско-го р-на Воронежской области, расстоянием за 30 км».

«В Руднянском районе верующие граждане без разрешений совершали крестные ходы под открытым небом о даровании дождя. Так, с. Матышево - участвовало до 400 чел., с. Ушиное - до 150, с. Б.Судачье - до 100. Эти крестные ходы совершались под руководством быв. монашек».

Псковская область

Как сообщает тов. Лузин:

«Гастролирование священников по приходам, где временно отсутствует священник, принимает массовый характер. Это объясняется тем, что в связи с уменьшением доходов от основного прихода узнают, где накопилось много треб, едут, исполняют и от этого имеют дополнительный доход, который не указывают в своих декларациях для обложения.

Так, например, настоятель Любятской церкви Псковского района Богданов в конце июня ездил в Новосельский район, где нет ни одной церкви, пробыл там 5 дней, за это время крестил около 100 ребят, провел 20-25 заочных отпеваний и две свадьбы. На мой вопрос, берет ли он разрешение на исполнение треб, Богданов показал мне заявление на имя предсельсовета, последний ему дал разрешение».

Московская область

Совершение богослужений и треб незарегистрированными священниками имели место в Рузском, Кимовском и Дмитриевском р-нах.

В Кунцевском р-не священником-нелегалом (фамилия не установлена) было проведено в поле молебствие о дожде.

Мурманская область

Как сообщает уполномоченный Совета т. Киселева:

«За прошедший период в церкви г. Мурманска произведено до 600 крещений детей, из которых очень большое количество школьников в возрасте до 12 лет.

Молитвенный дом в Мурманске не вмещает и половины из всех желающих попасть на богослужение».

Рязанская область

Уполномоченный Совета т. Денисов сообщает:

«Случаи совершения богослужения в частных домах незарегистрированными священниками, монашками и другими лицами имеют место, но за последнее время заметно сократились, потому что, во-первых, некоторые священники, долгое время служившие нелегально, назначены архиереем в действующие церкви; во-вторых, ряд райисполкомов провели некоторую работу по очистке своих районов от нелегального богослужения; в-третьих, придется открыть церкви в некоторых населенных пунктах, в которых долгое время было нелегальное богослужение, или где-то поблизости от них, с тем, чтобы окончательно ликвидировать нелегальщину, весьма крепко вросшую местами в сознание верующего населения».

Владимирская область

Уполномоченный Совета тов. Сергиевский сообщает:

«Наиболее характерным явлением в истекшем квартале во второй его половине, было, несомненно, массовое совершение молебнов о дожде, в связи с сильной засухой».

В своем отчете т. Сергиевский сообщает некоторые подробности этих молебствий.

По данному поводу т. Сергиевский через епископа дал необходимые указания приходам о недопустимости таких молебствий, а по линии облисполкома послал РИКам соответствующее письмо.

Воронежская область

Уполномоченный Совета т. Гостев в отчете за II квартал 1946 г. сообщает: «Засушливая погода увеличила религиозное движение среди верующих действующих и недействующих церквей, которые усиленно настаивали передо мною и местными властями разрешить им молебствие о дожде.

Несмотря на запрещение с моей стороны, в некоторых районах верующие добивались от местных властей разрешения на это молебствие, и оно производилось у околицы на колодцах, кладбищах и полях (Землянск, Павловск, Никитовка, Усмань). Причем инициаторами молебствий были и отдельные священники (Хлевище, Щербаки Алексеевского района).

В некоторых населенных пунктах, где нет действующих церквей, молебствие организовывалось и проводилось бывш. церковниками и монашками».

Костромская область

В отчете за II квартал 1946 г. уполномоченный Совета тов. Смирнов без всякого обоснования и приведения необходимых в этих случаях данных пытается утверждать, что «роста религиозности нет», посещаемость пасхальных служб в 1946 г. была меньшей, чем в 1945 г., и что «посещаемость церквей не увеличивается, а падает».

Со стороны уместно заметить, что это утверждение т. Смирнова совершенно неправильно, доказательством чему может служить его выступление на московском совещании уполномоченных, когда он прямо заявил, что по этому вопросу какими-либо данными он не располагает, но ... и т.д.

Калининская область

Уполномоченный Совета тов. Хевронов в отчете за II квартал 1946 г. сообщает:

«Почти все религиозные праздники население сельской местности празднует независимо от возраста, а также и от того, есть действующая церковь или нет. В праздничные дни действующие церкви, как правило, не вмещают всех верующих. В некоторых районах, особенно где нет близкодействующих церквей, отмечается своеобразные случаи удовлетворения религиозных потребностей, например, около с. Оковцы Кировского р-на имеется ключ. Когда действовала церковь села Оковцы, то на этом ключе устраивались молебны, ключ и до настоящего времени верующими считается "святым". Несколько раз в год население собирается около ключа и под руководством религиозно настроенных стариков устраивает молебны. Присутствует на них большое количество верующих; от жителей села Оковцы и окружающих деревень поступают настоятельные просьбы об открытии Оковецкой церкви, хотя и требует она большего ремонта.

В домах гор. Осташкова систематически собираются группы верующих, под руководством быв. монашек или религиозных стариков устраивают церковные службы. От верующих города поступают настоятельные просьбы об открытии церкви.

В гор. Кимры инвалид, слепой Колганов часто выходит к местам скопления населения и поет различные церковные пения. Верующие подают ему большие суммы денег с просьбами сходить в действующую церковь помянуть умерших или погибших на фронте их родных и поставить свечку к иконе того или иного святого. Колганов усиленно проводит среди населения работу за открытие церкви в гор. Кимры».

Кировская область

Уполномочен. Совета т. Новиков сообщает:

«Из районов - Корляковского, Кильмецкого и Кайского - были получены сообщения, что духовенство проводит молебствие в поле (о дожде). По этому поводу мною предложено архиепископу дать указания на места о недопустимости производства молебнов в полях. Кроме того, еще раз разъяснено председателям райисполкомов, что производить такие моления в поле воспрещено.

21 июня значительная (человек 100) толпа народа имела намерение организовать крестный ход из гор. Кирова в с. Великорецкое на место явления иконы Николая Великорецкого. Они обратились с просьбой к архиерею возглавить этот ход. Архиерей отказал им в этом и запретил брать иконы из церкви. Таким образом, крестный ход не состоялся, но одиночек, молящихся в Великорецкое все же собралось немало. Они устраивали чтение религиозных книг и моление без священников.

По плану работы я в июле должен выехать в этот район для изучения вопроса о необходимости открытия Великорецкой церкви».

Казахская ССР

Уполномоченный Совета т. Вохменин в своем (по тексту) отчете сообщает:

«В областях республики - Карагандинской, Талдыкурганской, Кокчетавской, Кзыл-Ординской и Гурьевской - функционирующих церквей нет, но ... в этих областях имеется ряд церковных групп, которые возникли в период 1944-1945 гг. и совершают нелегальные службы в частных домах».

Далее тов. Вохменин перечисляет пункты, где им выявлены такие фактически действующие общины, и сообщает:

«На сегодня учтено 26 церковных общин, нелегально действующих, большинство из них возникло в начале 1945 г. с общим количесвом верующих свыше 1000 чел. каждая.

Необходимо отметить, что эти общины возникают в тех районах, где нет официально действующих церквей и молитвенных домов, со своей стороны считаю, что в большинстве вышеуказанных населенных пунктах необходимо открытие молитвенных домов ("Правильно" - Белышев), т.к. некоторые церковные общины уже в течение двух лет проводят богослужение, и за этот период довольно окрепли и численно выросли, вопреки желаниям исполняющих обязанности уполномоченных Совета по делам русской православной церкви при облисполкомах Казахской республики, которые ожидают самораспущения этих обшин».

По вопросу посещаемости церквей, исполнению религиозных обрядов т. Вохменин сообщает:

«По тем неполным данным, которыми я располагаю, и сообщений с мест можно заключить, что за последние 3 м-ца в Никольской церкви г. Алма-Ата было совершено:

а) крещений младенцев около 1000 случаев

б) отпевание умерших - " - 700 - " - (большинство заочные)

в) браковенчаний - " - 8 - " -

Крещения производятся не только младенцев, но и взрослых детей от 5 до 15 лет, которых приводят в церковь родители. Кроме того, имеются случаи принятия православия гражданами других вероисповедений - лютеранского, буддийского или мусульманского (сообщение настоятеля Никольской церкви г. Алма-Ата).

В молитвенном доме с.Узуп-Агач Джамбульского р-на за последнее время имелось 30 случаев крещения взрослого населения в возрасте от 15 до 25 лет, и даже член партии Гущин, председатель колхоза "Новая жизнь" в деревне Прудки, окрестил своих детей в возрасте от 15 лет и выше.

...Посещение церкви и молитвенных домов верующими не уменьшается, а в некоторых приходах увеличивается. Особенно большое посещение церквей бывает в двунадесятые церковные праздники.

...Состав молящихся, как в городской, так и сельской местности в основном пожилые женщины и мужчины, молодежь посещает церковь в небольшом количестве и составляет не более 10% к общему числу молящихся, в большинстве из них девушки.

Также много случаев посещения церкви детьми школьного и дошкольного возраста, главным образом со своими родителями».

Киргизская ССР

Уполномоченный Совета тов. Соловьев сообщает:

«По имеющимся сведениям, посещаемость церквей как в городах, так и в селах значительная, чему свидетельством недавнее празднование Пасхи. По наблюдениям, в гор. Фрунзе в ночь на 21 апреля на пасхальной утрене в церковном здании и вокруг него присутствовало около 6000 чел., свечей же было продано около 10 тыс. штук. Массовый наплыв верующих, далеко превышавший вместимость церковных зданий, был отмечен и повсюду, где имеются зарегистрированные приходы.

Надо полагать, что в такой массе был некоторый процент просто любопытствующих, особенно из молодежи, которым интересно было посмотреть на религиозную процессию крестного хода и процедуру освящения куличей и пасхи, благо погода была сухая и теплая.

Анализируя движение религиозности среди населения в результате двухлетней работы в качестве уполномоченного Совета по Киргизии, я установил, что процент верующих православного исповедания весьма значителен, особенно в сельских местностях. Несмотря на факты закрытия церквей в прошлом, религиозные обряды и церковные службы совершались верующими как легально, так и нелегально, в зависимости от отношения к этому вопросу местных органов соввласти. Местом молитвенных собраний обычно служила квартира кого-либо из верующих или же квартира священника, если таковой проживал в данном месте.

Когда население ознакомилось с новыми законодательными мероприятиями правительства СССР в отношении церкви, религиозная массам стала открыто выяснять себя, не опасаясь каких-либо репрессий...

По информации священников, которые частенько бывают у меня на приеме по различным вопросам, они очень часто получают приглашения на ту или иную требу. Повсюду, в городах и селах новорожденных крестят, чем не гнушаются и некоторые коммунисты, дети которых выполняют эту процедуру "в отсутствии" главы семейства, а ответственность за такой акт всецело относится за счет жены или бабушки, которые смиренно принимают на себя упомянутую вину».

Полоцкая область БССР

Уполномоченный Совета т. Марковский сообщает:

«Влияние священников на верующих большое. Верующие рассматривают церковь как божественную, необходимую для их духовной жизни, и не только старики, но и молодежь. Большое посещение церкви учащимися. В церковном хоре состоит почти исключительно молодежь, и это участие в церковном хоре они считают большой заслугой».

Брестская область БССР

Уполномоченный Совета тов. Авласенко сообщает:

«В целом по области база дальнейшего существования церкви имеется еще прочная, православные верующие прилагают значительные усилия к тому, чтобы, если не построить новые церкви, то восстановить хотя бы частично разрушенные.

...Большинство местного населения области являются активными приверженцами православной церкви. По данным епархиального управления на 1/1-46 г. по Брестской области общее количество прихожан, православно верующих, составляет 156500 чел. взрослого населения. Всего по области населения насчитывается 436000 чел.».

В том же отчете т. Авласенко приводит следующие данные по шести благочинническим округам (всего же 11 округов)

 

на 1/1-39 г.

на 1/1-41 г.

на 1/1-43 г.

на 1/І-46г.

1. Колич. прихожан

129000

131000

110400

106900

2. Посещаемость храмов в %

52%

43%

35%

56%

3. Исповедь и причастие

42%

36%

40%

50%

4. Церковные доходы

57 700 злотых

79 800 рублей

630 500 карбованцев

1 076 200 рублей

В отчете т. Авласенко характеристику учредителей действующих общин представил в виде следующей таблицы:

 

Количество приходов

Количество церквей

Пол

Соц. положение

Возраст

Мужчин

Женщин

Рабочих

Служ-

ащих

Крестьян

Прочих

До 20 л.

20-30 л.

30-40 л.

40-50 л.

Свыше 50 л.

Абс.

133

5110

2364

2746

37

43

4910

120

112

406

716

1133

2743

%

-

100

46

54

0,7

0,8

96

2,5

3

8

14

22

53

Из этой таблицы видно, что в большинстве учредителями общин являются женщин - 54%, крестьяне - 96% и по возрасту от 40 лет и старше - 75%.

В докладе приведены следующие данные за 1945 г. об обрядах:

а) рождений - 8650; из них: крещений - 4900, или 75%;

б) браков - 2940; из них: венчаний - 500, или 17%;

в) смертей 5600; из них: погребений -5100, или 93%.

Кроме того, в этом же отчете т. Авласенко приводит ряд показательных фактов «заявлений со стороны духовенства об охлаждении к церкви со стороны местного населения, роста безбожия и равнодушия к совершению религиозных обрядов».

Татарская АССР

«До сих пор еще не удалось добиться прекращения совершения службы на дому заштатными священниками, в селе Никольском совершает службы священник Поспелов, в с. Матнауши совершает обряды свящ. Александр Святин и др. В Чистопольском районе, с ведома горфо, заштатные священники Рудальский, Евгениев, Филиппов совершали требы и исполняли службы в окружающих г. Чистополь населенных пунктах. Они были обложены подоходным налогом от 3 до 4 тыс. руб. в год».

Новосибирская область

«В ряде районов области незарегистрированные священники, псаломщики, быв. певчие в церковном хоре или просто знающие церковную службу и церковнославянский язык, проводят богослужения, совершают требы - в г.г. Татарске, Купино, в раб. пос. Нарасун, в гор. Тогучин - собираются на общую молитву в жилых домах, считая, что это можно без регистрации и подачи заявления. Местные советы зачастую стараются не замечать этих нарушений».

Молотовская область

«В районах Чердынском, Очерском и др. монахини вели богослужение и справляли все требы в домах верующих и в своих квартирах. В деревне Коршунове Оханского р-на прож. монахиня мать Серафима, которая собирала у себя в квартире верующих и совершала богослужение и отправление треб, она же имела разговор среди верующих, что Синодальная церковь и священники ... все это не настоящее, организовано советской властью. Ходите ко мне для удовлетворения души и слушать молитву Христову. В рабочем поселке Павловск Очерского р-на монахини также собирали у себя верующих для моления и занимались клеветой по отношению к функционирующим церквам и духовенству, что открытые церкви - советские, священники - проходимцы, а не настоящие пастыри».

Архангельская область

«Религиозные требы отправляются незарегистрированными лицами на дому у верующих под фамилиями зарегистрированных священников в действующих церквах. Например, в Котласском районе Никольский Михаил выдает себя за священника, незаконно справляет религиозные требы некто Костенко, выдавая себя священником.

В области установлены факты, когда в отдельных селах собираются верующие в частный дом и производят служение без священников. Такие случаи установлены в дер. Солзя Приморского района».

Красноярский край

«В гор. Ачинске проживает архиепископ Феодосий и совершает религиозные требы на дому у верующих. Финорганы обложили Феодосия подоходным налогом в 30000 руб. Архиепископ 10000 руб. уже внес. Епископ Сперанский также совершает религиозные требы. Архиепископ Феодосий и епископ Сперанский в крае проживают давно, но к патриарху за назначением не обращаются».

Курганская область

«Незарегистрированных священников в области проживают 16 человек, из них только трое не совершают треб, а остальные совершают требы и являются "бродячими попами"... В числе бродячих служителей культа подвизается и Базаров Иван, этот священник стремится к тому, чтобы оставить подпольно действующие группы верующих в качестве постоянно действующих. Он подводит этому стремлению принципиальную основу». «Церковь, - говорит он, - теперь не настоящая, не тихоновская, да и патриарх не настоящий, а советский».

Мордовская АССР

«В связи с засухой в период май-июнь месяцы наблюдалось понижение религиозных настроений населения, почти во всех районах производились молебствия о дожде при большом скоплении верующих с хождением на родники, исполнялись религиозные обряды, в одних случаях бывшими монахинями, в других случаях незарегистрированными священниками.

Причем в некоторых районах производились молебствия с разрешения председателей с/советов».

Новосибирская область

«Количество религиозных треб увеличивается, церкви посещаются значительными массами верующих, особенно в большие церковные и престольные праздники.

Новосибирские церкви посещают много верующих из прилегающих сел и городов... В Троицу в г. Новосибирск приезжали из отдельных районов области...

Количество религиозных треб по двум приходам г. Новосибирска выражается в следующих цифрах:

 

Крещение

Церк. браки

Отпевание

1-е полугодие 1945 г.

1154

101

1493

3-й квартал 1945 г.

812

18

467

4-й квартал 1945 г.

838

30

575

1-й квартал 1946 г.

929

89

2167

Апрель-май 1946 г.

1122

46

2024

Значительное количество крещений падает на крещение детей дошкольного и школьного возраста и взрослых, а не младенцев.

...Отмечались случаи крещения взрослых девушек 16-17 лет, приезжавших для этой цели из сельской местности.

В мол. доме г. Болотное в апреле принял крещение военный моряк в возрасте 21 г., приехавший в отпуск. О причинах крещения он объяснил, что когда их корабль наскочил на мину и затонул, большинство экипажа погибло, он, очутившись в воде, дал клятву, что примет крещение, если спасется. Вскоре, как он заявил, его и других подобрал советский корабль.

...Осенью 45 г. в Вознесенской церкви г. Новосибирска отмечено крещение 6-7 студенток Института военных инженеров транспорта. Весной 1946 г. ту же церковь периодически посещали и причащались до 15 студенток Мединститута

Влияние архиепископа Варфоломея на верующих и его авторитет среди них значительны».

Алтайский край

«По городу Барнаулу в 1945 г. процент крещения детей по отношению к общему количеству зарегистрированных в ЗАГСе рождений составлял 107%, по гор. Бийску - 104%, по с. Ново-Перуново - 590%.

За 5 месяцев 1946 г. по г. Барнаулу уже составляет 41%, по г. Бийску - 49%, по с. Ново-Перуново - 140%.

Превышение крещений над количеством зарегистрированных рождений идет за счет крещения детей в возрасте от года и выше, когда церкви не функционировали и крещение детей почти не проводилось».

Омская область

По данным 4-х церквей с 1 января по 1/ѴІ-1946 г.

Крестины

Браки

Похороны

952

35

436

В 1946 г. крестят детей в большей части в возрасте от 2-х недель до 6 месяцев и в редких случаях в возрасте от 5-12 лет.

В Крестовоздвиженской церкви г. Омска имело место крещение мужчины 35 лет, по национальности еврея. В Березовском м[олитвенном] доме окрещены двое 20-летнего возраста.

Молодой рабочий завода № 166 г. Омска пригласил священника в общежитие рабочего барака для окрещения детей, где было в один день окрещено 35 человек. Указанный рабочий - организатор крещения, сын кулака, ранее сослан, бежал из ссылки и устроился работать на заводе.

Отмечены случаи венчания офицеров.

 

Посещаемость церквей [чел.]

Праздники

Будни

1. Крестовоздвиженская церковь г. Омска

1000-1200

50-80

2. Никольская церковь г. Омск

250-300

2-5

3. Воскресенская церковь с. Воскресенки Калачанского района

20-30

-

В городских церквах есть случаи посещения учителей, профессоров, офицеров. Влияния духовенства на молодежь незаметно. В посещаемости церквей заметен стабильный контингент, роста не наблюдается.

Кемеровская область

«Крещение детей дошкольного возраста вначале носило массовый характер, в настоящее время бывает через день до 10 чел., школьного возраста - до 15-16 чел., бывает изредка. Детей приводят бабушки и изредка сами родители.

Венчаний было 6, венчались молодые при стечении любопытствующих.

Сопровождений усопших со священником не было ни одного случая, отпевание заочное».

«В отдельных случаях приглашают крестить детей на дом молодые коммунисты, кандидат в члены ВКП(б) т. Шуппа Ольга Дмитриевна пригласила к себе на дом священника Никольской церкви Благовидова Михаила и окрестила двух детей, после обряда крещения о. Михаил был обильно ею угощен за праздничным столом. На этом "семейном торжестве" присутствовал коммунист Давыдов и другие».

Вологодская область

«Посещаемость церквей, стабилизируется, остается почти без изменений, почти с тем же самым контингентом, со значительным увеличением количества мужчин, демобилизованных из Красной Армии.

В отношении исполнения обрядов данные цифры и факты показывают, что количество крещений, венчаний, отпеваний и др. требы имеют тенденцию к снижению, однако твердых выводов по этому вопросу еще трудно сделать».

Иркутская область

«После каждого богослужения утром и вечером выполняется целый ряд треб - крещений, панихид, молебствий, отпеваний усопших и проч., из них крещение составляет особую потребность населения и применяется во всех приходах.

Далее о крещении:

В Крестовоздвиженской церкви г. Иркутска с 1/ I по 10 / VI - 46 г. и Никольской церкви пос. Тулун: Крестовоздвиженская - всего 864 [крещений], Никольская - 795».

Церковь

До 1 года

До 3 лет вкл.

До 7 лет вкл.

До 10 лет вкл.

До 15 лет вкл.

До 20 лет вкл.

Старше 20 лет

Всего

Крестовоздвиженская

173

215

257

129

72

14

4

864

Никольская

71

129

303

240

119

5

-

795

Всего

244

344

560

369

191

19

4

1659

Чкаловская область

«Во многих селах (Ново-Покровском, Кваркенском, Сороченском, Бузулукском, Секретарском, Шарлынском и др. районов) неофициально функционируют мол. дома, во главе которых стоят люди из среды самих верующих, малограмотные, не имеющие никакого священного сана.

В деле неофициального насаждения мол. домов по области, большую роль сыграл архиепископ Чкаловской епархии (Лемешевский В.В)».

Омская область

«В г. Омске имеет место систематический сбор верующих, именуемых себя униатами, не признающих православную церковь, говорят, что существующие церкви большевистские и попы большевики. Возглавляющую личность указанной группы выяснить пока не удалось.

Сборы проходят весьма конспиративно. Членами в общину принимают очень осторожно, преимущественно лиц "пострадавших" от советской власти».

Из информационных отчетов Уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви за II квартал 1946 г.

 

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.