12 января 1931 г. — Письмо наркома по военным и морским делам СССР и председателя Реввоенсовета СССР К. Е. Ворошилова председателю ВСНХ СССР С. Орджоникидзе о неудовлетворительном выполнении программы по военному судостроению

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1931.01.12
Период: 
1929-1931
Метки: 
Источник: 
Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1927-1932). М. 2008, стр. 516-517.
Архив: 
РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 16. Д. 189. Л. 95—94. Подлинник.

Письмо наркома по военным и морским делам СССР и председателя Реввоенсовета СССР К. Е. Ворошилова председателю ВСНХ СССР С. Орджоникидзе о неудовлетворительном выполнении программы по военному судостроению

12 января 1931 г.
Совершенно секретно.

1. РВСС считает выполнение судостроительной программы Морских сил РККА промышленностью неудовлетворительным. Сроки окончания постройки кораблей, назначенные постановлением РЗ СТО от 4 февраля 1929 г.¹*, все сорваны, причем опоздание по многим судам имеется уже больше года.

Тактические элементы трех построенных судов, полученные на сдаточных испытаниях, ниже заданных. Стоимость кораблей выходит за пределы утвержденных надлежащими органами лимитов.

2. Подлодка «Декабрист» (Балтвод): а) вступила в строй 19 ноября 1930 г. вместо 1 декабря 1929 г. по плану — опоздание на 12 месяцев; б) надводная скорость 15,3 вместо заданных 16 узлов, подводная скорость 8,7 вместо 9 [узлов].

Подлодка «Революционер» (Никгосзаводы): а) вступила в строй 31 декабря 1930 г. вместо 1 сентября 1929 г., т. е. опоздание на 14 месяцев; б) надводная скорость 14,05 узлов вместо 16, подводная скорость 8,3 узла вместо 9; в) скорость погружения 1 мин 15 с вместо 45 с, даваемых «Декабристом».

Сторсудно «Ураган»: а) вступил в строй 14 декабря 1930 г. вместо 1 мая 1930 г. по плану, опоздание на 7,5 месяцев. Все остальные сторожевые суда опаздывают больше 12 месяцев; б) скорость судна 26 узлов вместо заданных 29.

Огромное количество брака, недоброкачественная сборка, отсутствие весовой дисциплины, слабость проектировочных организаций, невыдерживание сроков поставок заводов, изготовляющих отдельные устройства и материалы; и т. п. — вот основные причины, определившие эти регуляторы. Эти причины продолжают действовать и сейчас.

3. РВСС также констатирует, что стоимость кораблей значительно выше твердо расчетных цен, установленных надлежащими органами.

Стоимость сторсудна определена Комиссией государственных заказов 13 февраля 1928 г. в 1754 тыс. Отчетная калькуляция Союзверфи требует за готовый сторожевик 2220 тыс., т. е. на 25% дороже. Такое же соотношение цен и по подлодкам.

4. Все это заставляет РВСС просить Президиум ВСНХ о производстве обследования промышленности, работающей над выполнением программы в[оенно-]м[орского] судостроения, и принятия решительных мероприятий по ускорению постройки, улучшению качества работы и снижению стоимости.

5. РВСС требует вступления в строй.

На Балтийском море: линкора «Марат» — не позже 1 июня 1931 г.; подлодок «Народоволец» и «Красногвардеец» — к 1 июня 1931 г.; подлодки «Л‑55» — к 1 июня 1931 г.; сторожевых судов: «Тайфун», «Смерч», «Циклон» — к 1 июня 1931 г., «Вихрь», «Буря» — к 1 июля 1931 г.

На Черном море: подлодок «Спартаковец», «Якобинец» — к 1 апреля 1931 г.; сторожевых судов «Шторм» и «Шквал» — не позже 1 июня 1931 г.; крейсера «Красный Кавказ» — к 1 сентября 1931 г.

6. О принятых мероприятиях прошу поставить меня в известность.

Наркомвоенмор и председатель РВС СССР Ворошилов

Примечание:

14 февраля 1929 г. было принято постановление РЗ СТО СССР «О судостроительной программе НКВМ» в развитие постановления РЗ СТО СССР от 17 декабря 1928 г. Эта программа военного судостроения на 1928‑1933 гг. предусматривала постройку 84 подводных лодок, 3 эскадренных эсминцев, 18 сторожевых судов, 5 искателей подлодок, 60 торпедных катеров, 3 торпедных катеров волнового управления, 2 речных канонерных лодок; достройку, восстановление и капитальный ремонт 3 эсминцев, достройку легкого крейсера «Красный Кавказ»; капитальный ремонт легких крейсеров «Парижская Коммуна», «Марат», «Октябрьская революция» и др.

РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 16. Д. 189. Л. 95—94. Подлинник.

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.