Информация о митинге работников науки и искусства в Москве, посвященном «декаде обороны». Из «Информационного бюллетеня» ВОКС № 2. 23 ноября 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.11.23
Период: 
1930
Источник: 
Судебный процесс «Промпартии» 1930 г.: подготовка, проведение, итоги: в 2 кн. / отв. ред. С. А. Красильников. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - (Архивы Кремля)

23 ноября 1930 г.

«Декада обороны».

Митинг, организованный Всесоюзным Обществом Культурной
связи с заграницей совместно с работниками науки, искусства
и литературы, объединенными в Научно-Техническом
и Художественном Секторах ВОКС.

23-го ноября 1930 г. в Москве в Зале ЦЕКУБУ, в связи с «декадой обороны» состоялся митинг, организованный ВОКСом совместно с представителями науки и искусства, членами Секций ВОКСа.

Присутствовали виднейшие ученые, писатели, педагоги, артисты.

Председательствовал на собрании Председатель ВОКС Ф. Н. Петров.

В состав Президиума вошли следующие лица:

Проф. Ф. Н. Петров — Председатель Всесоюзного Общества Культурной Связи с заграницей.

Акад. А. А. Богомолец — Президент Всеукраинской Академии наук

Проф. Л. С. Штерн — Директор Научно-Исследов. Ин-та физиологии

Проф. И. Я. Лапиров-Скобло — Директор Научно-Исследовательского Отдела Технико-Производственного Управления Всесоюзного Электротехнического Объединения.

Проф. В. М. Броннер — Др. Венерологии и Дерматологии.

Проф. А. П. Пинкевич — Директор Педагогического Института.

Проф. И. А. Брауде — Институт Охраны Материнства и Младенчества.

Проф. И. Н. Бороздин — Востоковед.

Проф. А. Я. Эстрин — Отв. Секретарь Центрального Бюро Секции Научных Работников.

Е. Л. Любимов-Ланской — Заслуженный артист Республики, директор [театра] Московского Областного Совета Профессиональных Союзов.

Н. О. Волконский — Заслуженный Артист Республики, режиссер Малого театра.

Проф. Л. М. Цейтлин — Московская Государственная Консерватория

Проф. Е. М. Браудо — Музыкальный критик.

Проф. П. С. Коган — Президент Государственной Академии Художественных Наук.

Проф. Д. П. Штеренберг — Член Совета Федерации Художественных Обществ.

Проф. П. П. Кончаловский — Художник.

Эсфирь Шуб — Кино-режиссер.

Собрание открылось речью Председателя ВОКСа Ф. Н. Петрова.

Обычно, сказал Ф. Н. Петров, научный и художественный сектора ВОКСа собираются для обсуждения вопросов развития наших научных и художественных связей с заграницей. Сегодняшнее собрание является собранием особым. Оно должно будет заняться вопросами, конечно, тесно связанными с задачами нашего ВОКСа, но под иным, несколько углом. Я имею в виду те события последнего времени, которые не могут не иметь значения также и для нашей работы по культурной связи с заграницей.

Вы должно быть читали в «Известиях» и недавно в «Правде» декларации иностранных писателей об опасности войны против СССР и позиции иностранного правительства. В этих декларациях ряд выдающихся писателей Запада и Востока говорят о том, что намерены они предпринять в защиту СССР в случае войны. Но вот передо мной сообщение, помещенное в немецкой газете «Гамбургер Френденблатт» от 12.XI.30 г. Из этого сообщения видно, что 82 представителя, как там сказано, «германской духовной жизни», совсем по-иному, чем все писатели, о которых я говорил, определяют свое отношение к Советскому Союзу. Они подают свой голос в защиту не Советского Союза, а в защиту вредителей, разрушителей мирного строительства СССР. Среди подписавшихся под этой декларацией есть имена выдающихся ученых и писателей.

Разрешите мне, обращаясь к Вам и через Вашу голову, к представителям заграничной общественности, проанализировать причины, которые заставили этих лиц так определить свое отношение к стране трудящихся, к стране успешно осуществляющей в течение 13 лет великое дело строительства социализма. Обращаясь к этим лицам, а также к тем, кто провозглашает необходимость защиты западной культуры от СССР, я спрошу, против чего они намерены бороться, что именно в нашем строительстве, в нашей науке и искусстве угрожает мировой цивилизации, науке и искусству?

Находятся люди, упрекающие нас, что мы, разрушив капиталистическую культуру, не создали предпосылки для улучшения экономического положения нашей страны. Я хочу опровергнуть это языком цифр и фактов.

За 13 лет Октябрьской революции в промышленность вложено 10 миллиардов, 800 миллионов руб., в сельское хозяйство — 26 миллиардов, 400 миллионов руб., построено 2323 завода, 323 местных и районных электростанций, проведено 19 363 клм. новых железных дорог.

Валовая продукция всей нашей <промышленности> возросла в 2 с лишним раза по сравнению с довоенной. За 6 лет сельскохозяйственное машиностроение дало продукции на 1 миллиард 600 млн руб., а в 1930 г. на 800 млн руб. За это же время выпущено 16.000 тракторов советского производства.

Посевная площадь обобществленного сектора сельского хозяйства составляет 42 млн га. Из них 38 млн засеяно колхозными хозяйствами. Ликвидирована полностью безработица. Реальная заработная плата по сравнению с довоенным временем увеличилась более чем вдвое. За шесть лет израсходовано 2 миллиона 110 тысяч [руб.] на жилищное строительство. Построено 154 млн кв. метров жилой площади. Открыты десятки новых учебных заведений, сотни научно-исследовательских институтов, десятки тысяч школ, больниц, домов-отдыха, клубов, читален, домов-крестьянина и др. массово-просветительных учреждений. Если мы обратимся к развитию научных дисциплин, то вы все деятели науки, находящиеся здесь можете сказать, что на ряде международных научных съездов и конгрессов, советская наука заняла далеко не последнее место.

В области художественной литературы мы имеем огромный художественный рост пролетарских и крестьянских писателей. Ряд значительных произведений создан лучшей частью писателей-попутчиков, из которых многие могут быть названы союзниками пролетариата на литературном фронте. Советское художественное слово становится все более известно всему читающему миру. Развитие в СССР живописи, графики и др. видов изобразительного искусства мы имели возможность с успехом демонстрировать на наших выставках заграницей. Наши достижения в области театра, кино, музыки хорошо известны заграницей. Поездки театров Мейерхольда и Таирова, Вахтангова и др., выступления нашей музыкальной молодежи на Международном Конкурсе пианистов в Варшаве, наконец, всеми признанное значение нашего кино — все это говорит о признании нашего искусства далеко за пределами Советского Союза.

И уже эти немногие данные свидетельствуют о том, что вряд ли правы те ученые и писатели, которые заявляют, что им нужно отчего-то защищаться. От чего же — я спрашиваю — они желают защищаться? От нашей литературы, от нашей графики, от нашего театра, от нашей музыки, от нашей педагогики? Если заграницей в ряде стран наша наука и искусство удостаиваются достойной оценки, то чем объяснить такое желание «защищаться» отгородиться от нас какой-то стеной, объявлять нам культурную блокаду?

Я думаю, что ответ на этот вопрос можно получить, если обратиться к характеристике состояния экономики и хозяйства за пределами СССР.

Виднейшие политические деятели заграницы заявляют, что выхода из мирового кризиса не видно. Но по мнению некоторых их них, выход этот следует искать где-то на Востоке, в таких странах, как СССР, Китай, Индия.

И вот в это время СССР не только не подвергается влиянию этого экономического кризиса, но осмеливается заявлять о выполнении своей пятилетки в 4 года, осмеливается успешно осуществлять этот план. Именно в ответ на выполнение плана великих работ, на успешное строительство социализма в СССР, начинают назревать подрывные планы интервенции, теперь с величайшей явностью обнаруженные раскрытием интервенционистского заговора «Промпартии», заговора вредителей и контрреволюционеров.

Вредители — кучка врагов СССР не имеющая никаких связей ни с массами пролетариата и большинством крестьянства, за исключением кулаков и спекулянтов, ни с большинством работников науки, литературы, искусства, просвещения. Вредители, не что иное, как передовой подрывной отряд тех сил, которые подготовляют интервенцию в нашей стране, которые тем самым пытаются раздуть пожар новой мировой войны. Что сказали бы деятели науки и искусства, подписавшие известный протест, если бы в их стране в момент угрозы извне нашлись бы люди, готовые взрывать мосты, расстраивать снабжение, разрушать фабрики и заводы, — все это для того, чтобы подорвать хозяйственную и военную мощь страны. Как бы назвали там этих людей, какими бы учеными званиями ни прикрывались эти люди? В какой бы стране это не случилось, подобное преступление вызвало бы такое же возмущение, каким ответила на вредительство наша советская общественность. Эти вредители преступники, враги Советского Союза и не только Советского Союза. Они занесли руку на величайшее историческое явление, — на создаваемую у нас новую культуру, являющуюся основой будущей мировой культуры.

Как судить этих людей? Как назвать их? У меня нет слов, для того, чтобы квалифицировать это преступление — это преступление не только перед нашей родиной, но и перед всем человечеством. И вот, в этой обстановке мы говорим нашим врагам: как бы нам ни угрожали, как бы ни пытались сорвать наше строительство, вам не сорвать его. Мы твердой и уверенной поступью идем к социализму, к построению такой культуры, какой не знало еще человечество в своей истории. Мы хотим мира и культурного сотрудничества со всеми народами, но если <...> горький, такой тяжелый час, когда <...> ряды воинов, защищающих это строительство, мы все как один человек оставим свое перо, оставим наши микроскопы, оставим наши научные <...> и пойдем грудью защищать социалистическое строительство и культуру СССР. Я думаю, что каждый из деятелей науки, каждый из деятелей искусства в эти дни декады обороны страны совершенно ясно и отчетливо должен представить себе обстановку сегодняшнего дня и те перспективы, которые перед нами стоят. Война против СССР стала сейчас реальной угрозой.

Мы должны быть готовы отразить нападение. Поэтому больше внимания Красной Армии — защитнице нашего мирного строительства и его повседневной участнице.

Да здравствует единый с пролетариатом фронт работников науки и искусства против интервенции и войны!

На защиту советской культуры и мирного строительства СССР!

Проф. Московской Консерватории Цейтлин: «В то время, когда масса работников науки и искусства отдает вместе с пролетариатом все свои силы на гигантское строительство социализма, кучка сил, связанная с капиталистическим прошлым нашей страны и с враждебными нам иностранными кругами, предательски проводила свою преступнейшую, вредительскую подрывную работу. История подсчитывает, сколько бед пережило и переживает 150 миллионное население, по вине этих продавшихся людей.

Но интервентам и вредителям не удастся остановить строительство СССР. Десятки и сотни тысяч трудящихся защитят Советский Союз и его достижения.

Да здравствует великое социалистическое строительство!

Кино-режиссер Эсфирь Шуб. — Я говорю — и это голос всех советских революционных кино-режиссеров и работников советской революционной кинематографии: все свои силы, все свое уменье, всю волю, все свое творчество мы отдадим пролетариату. И вместе с ним, рядом с ним мы будем бороться за проведение пятилетки в 4 года и за строительство социализма.

И еще я говорю, как свободная гражданка Советского Союза, от имени миллионов освобожденных женщин, матерей, жен, сестер, что если интервенты заставят нас воевать, то мы миллионы освободившихся женщин станем вместе с нашими братьями в ряды Красной Армии и отдадим жизнь Союзу Социалистических Республик!

П. С. КОГАН (Президент Государственной Академии Художественных Наук). — Художник знает, что ценность общественных устремлений сказывается также на той личности, которая им служит. Что же представляют собой деятели «Промпартии»? Ведь они не могли не знать, что интервенты недаром пошлют свои войска против СССР, что наша нефть привлекает их, а вовсе не идея «спасения» нашей страны. Вредители распродавали нашу страну, следовательно и нашу культуру, и науку.

Широчайшие массы нашего Союза приобщились к культуре и искусству. Каждый день выдвигает в СССР новых творцов новых еще невиданных, материальных и интеллектуальных ценностей. Вот что заставляет художников, например, такого великого художника, как Ромэн Роллан отстаивать нашу страну, разоблачая подготовку войны против СССР. В эти дни художники присоединяют свой голос к голосам возмущения, которые пронеслись по всему Советскому Союзу.

Да здравствует свободный художник-воин, отстаивающий наше мирное строительство от вредительских пыток, от заговоров внутри и извне!

Проф. А. ЭСТРИН (Секретарь Центрального Бюро Секции Научных Работников). — Мы являемся свидетелями огромного взрыва возмущения, которое охватило не только широкие массы пролетариата и трудового крестьянства, но и широчайшие круги научной и художественной общественности. Что же мы можем сказать в ответ тем иностранным ученым и писателям, которые хотят «защищать» культуру и науку в СССР от нас самих, от строителей социализма в нашей стране? Мы являемся свидетелями того, как из года в год все больше и больше поднимаются бывшие «низы», становясь в ряды творцов культуры и науки. Десятки и сотни тысяч людей, недавно еще отрезанных от культурной жизни, в настоящее время поступают в высшие учебные заведения, в научные институты и новые кадры двигают науку, которая у нас не гибнет, а расцветает.

Почему протестовавшие против расстрела вредителей не протестуют против того неслыханного преступления, которое угрожает миллионам людей и имя которого — интервенция, война? Все массовые собрания научных работников, писателей, художников — единодушно заявляют о том, что в борьбе, подготовляющейся нашими врагами, место научных работников и технической интеллигенции Советского Союза на стороне рабочего класса, мощно двигающегося вперед к социализму. Это наше строительство, это наша революция и мы будем всемерно ее защищать. Пусть люди, не желающие или не способные разобраться в том, что у нас происходит, продолжают твердить, что у нас нет свободы. У нас нет свободы для врагов трудящихся и не будет. Но для представителей научной мысли, которые желают выполнять свой долг — служить человечеству, народу, ибо в этом назначение науки — для таких подлинных творцов науки — у нас существует полная свобода. Если нашим врагам удастся довести до конца свое дело и напасть на нас, — мы, ученые, писатели, художники — будем защищать нашу свободную науку, наше свободное искусство и нашу свободную социалистическую родину.

Режиссер Малого Театра — Н. ВОЛКОНСКИЙ. — В СССР, где строится новый мир, где наука и культура основываются на творческих достижениях миллионов, нашлись люди, направившие свою деятельность на погибель страны. Великие герои, борющиеся за освобождение человечества, веками живут в сознании людей. «Герои» интервенционистского заговора перестали существовать для нас, как только стало явным их страшное преступление. Их уничтожение — это единственно возможный выход из ими же созданного положения.

А.  ЭФРОС (Литературный и художественный критик). — «Было время, когда наши враги объявляли главной опасностью “красный империализм”. Теперь этой опасностью считается наша пятилетка и скоро настанет время, когда они эту главную и непосредственную опасность назовут просто социализмом. Мы призываем лучших людей заграницей присоединиться к Жану Ришару Блоку, автору статьи “Родина ли еще Россия”, сказавшему: “Военный <...> нынешней России” советского строя <...> на сотни лет назад».

Проф. Е. М. БРАУДО. — Пора отбросить мнение о том, что есть какое-то чистое искусство и, в частности, что таким «чистым» искусством является музыка. Музыка такой же важный участок культурного фронта, как и литература и театр. Наша музыкальная молодежь знает это и ей принадлежит почти вся работа по созданию новых музыкальных форм и по музыкальному просвещению масс. Теперь, когда враг стучит в наши ворота, не может быть тыла и в искусстве. Все на фронт активной работы. Это будет лучшим ответом на вредительство и подготовку интервенции!

Доктор ГИРЕНЕВСКАЯ. — От имени Хирургического Общества заявляет, что Общество в связи с опасностью интервенции выделило ударную бригаду специалистов для научной разработки вопроса полевой хирургии.

От имени Театра Московского Совета Профессиональных Союзов берет слово Любимов-Ланской — Заслуженный Артист Республики: — «Аполитичности нет ни в каких кругах, есть нежелающие действовать. Они стоят в стороне и ждут, что получится у других. Они ни за, ни против, и стремятся только оградить себя от опасности. Но от грозы не уйдешь. Перед нами непосредственная угроза интервенции: угроза нового моря крови. Наша задача повышать всеми силами индустриализацию страны и тем самым крепить ее обороноспособность. Мы работники театра все свои силы употребим на то, чтобы своим творчеством зажигать массы великим пафосом строительства и борьбы против всех, кто пытается взорвать нас изнутри и извне».

Писатель Сергей ГОРОДЕЦКИЙ. — Говорит об огромных возможностях культурной работы, которые открываются с вовлечением в строительство новых масс трудящихся, нового человеческого материала. Но для того, чтобы вести эту благодарную работу, все работники науки и искусства должны отчетливо выявить свои позиции.

Художник Д. П. ШТЕРЕНБЕРГ. — Нас не должно удивлять выступление группы германских ученых, ибо это наши классовые враги. От имени Федерации Пространственных Искусств я заявляю: мы мобилизуем все наши силы, чтобы дать достойный отпор всем врагам социалистического строительства.

Академик Богомолец (Президент Всеукраинской Академии Наук). — В Советском Союзе существует полное равенство всех народов. Национальные культуры достигают небывалого расцвета. Когда на Западе, где галицийские крестьяне терпят неслыханные притеснения, подымаются голоса против «преследования свободы» у нас в СССР, то мы должны понять, что это голоса наших классовых врагов. Цель их — не защитить, якобы, преследуемую у нас свободу мысли, а морально подготовить нападение на лучшие достижения нашего строительства и культуры.

Под аплодисментами всех присутствующих писательница Вера Инбер зачитывает стихи, посвященные декаде обороны:

ПОЭТ ТЫ ПРИЗВАН.

Уродилась я слабой бабой: не подвезло
Природа подстроила подло.
Ни коня обуздать, ни приладить седло:
Они ведь тяжелые — седла.

Вряд ли рады мне будут в полку.
У меня ухватка не боевая.
Перо держать — это я могу.
А винтовку — я сомневаюсь.

Но перо де[рж]ать — это я могу.
Товарищ, это наше дело.
Так заставить лететь строку,
Чтоб пулей она летела.

Не для того же тринадцать лет
(Как видите срок не мал),
Страна растила тебя, поэт,
Чтобы ты теперь молчал.

Поэт, ты призван. Ты под словом,
Как под ружьем, стоишь в строю.
Ты тоже мобилизован
Защищать страну.

Товарищи, пером стальным
Мы подчеркнем: Союз громаден.
Чужой земли мы не хотим,
Но и своей не отдадим,
Как было сказано,
Ни пяди.

Информационный бюллетень Объединенного бюро работников науки и искусства, членов секции Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС). М., 1930. № 2. С. 1-7. (Данный выпуск бюллетеня был напечатан и полностью разослан до 18 декабря 1930 г. ГА РФ. Р-5283. On. 1.Д. 139. Л. 76,84.)

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.